Подождите, идет загрузка сайта ...

Понимая всю важность научно-исследовательской работы в учреждении высшего образования  преподаватели кафедры романо-германских языков международной профессиональной деятельности уделяют особое внимание  данному направлению.

В 2020 году кафедра завершила работу по теме «Межкультурная коммуникация как основа обучения иностранным языкам (французский, испанский, итальянский, португальский) на факультете международных отношений БГУ». Её результаты представлены в научных публикациях, рассмотрены и обсуждены на ежегодных  научно-практических конференциях, в которых принимают участие педагоги кафедры. 

С 2021 года научная деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры ведется в рамках указанной ниже темы. 

ТЕМА НИР
кафедры романо-германских языков международной профессиональной деятельности (романское отделение) на период 2021–2025 гг.

«Проблемы, опыт, перспективы преподавания романских языков (испанский, французский, итальянский, португальский) на факультете международных отношений в условиях цифровизации образования».

 Этапы работы в рамках указанной тематики: 

2021 г. — Трансформация преподавания романских языков (испанский, французский, итальянский, португальский) в эпоху цифровизации. Соотношение традиционных и цифровых технологий и пути их интеграции.

2022 г. — Цифровая компетентность педагога и студента как основа современного образовательного процесса.

2023 г. — Современные цифровые технологии и способы их применения в организации аудиторной и самостоятельной работы студентов.

2024 г. — Особенности преподавания романских языков (испанский, французский, итальянский, португальский) в условиях дистанционного обучения.

2025 г. — Пути повышения эффективности преподавания романских языков (испанский, французский, итальянский, португальский) на ФМО в эпоху цифровизации.

Цели и задачи:

Целью настоящего исследования является разработка и внедрение в учебный процесс модели образовательной среды для обучения иностранному языку специалистов-международников в эпоху цифровизации. Это потребует решения определенных общих и частных задач исследования: 1) изучение теоретико-методологических основ интеграции цифровых технологий в процесс обучения иностранным языкам; 2) анализ современных тенденций формирования и развития языковых компетенций на базе использования цифровых технологий; 3) создание эффективной модели дистанционного обучения иностранным языкам с целью развития навыков самостоятельной работы и оптимизации процесса преподавания; 4) апробация результатов НИР в учебном процессе; 5) внедрение наиболее эффективных инновационных методов организации процесса обучения иностранным языкам с использованием мультимедийных и цифровых технологий.


Научно-исследовательская работа студентов (НИРС)
                                       

В рамках работы в данном направлении преподавателями кафедры романских языков была проведена следующая работа:

  • Организация 78-ой Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов.
  • Проведение мероприятий научно-практического характера в рамках недели студенческой науки.
  • Проведение заседаний дискуссионных клубов, кружков и факультативов по иностранным языкам:
  • Подготовка и написание публикаций в сотрудничестве со студентами.
  • Подготовка студентов к иным международным конкурсам и соревнованиям.
  • 28 апреля 2022 г. состоялась 79 Научная конференция студентов и аспирантов БГУ. Кафедрой романо-германских языков международной профессиональной деятельности (романским отделением) была организована работа 11 секций, в которых приняло участие 117 студентов.
    1. Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность (рабочий язык – испанский) (председатель – зав.каф. Сидоревич-Стахнова О.В.);
    2. Испания и страны Латинской Америки: вызовы и перспективы (рабочий язык – испанский) (председатель – ст. преп. Гутор Л.К.);
    3. Современные вызовы в области международного сотрудничества (рабочий язык – испанский) (председатель – ст. преп. Полещук О.Г.);
    4. Устойчивое развитие и международное сотрудничество (рабочий язык – испанский) (председатель – ст. преп. Дворкина Е.Ю.);
    5. Мир на перекрестке цивилизаций и идеологий (рабочий язык – французский) (председатель – доц. Солодовникова Т.В.);
    6. Национальная идентичность сквозь призму культуры (рабочий язык – французский) (председатель – доц. Тучинский А.В.);
    7. Международные отношения, социальные аспекты, история, культура в контексте португальской и бразильской цивилизаций.(рабочий язык – португальский) (председатель – ст.преп. Синявская Ю.И);
    8. Роль и место португалоязычных стран в системе международных отношений: история и современность (рабочий язык – португальский) (председатель – ст. преп. Шарупич Т.С.);
    9. Глобальные вызовы мировой экономики (рабочий язык – итальянский) (председатель – ст. преп. Лосева С.А.);
    10. Тенденции в развитии современного международного туризма (рабочий язык – итальянский) (председатель – ст. преп. Масловская Н.В.);
    11. Таможенное регулирование ВЭД РБ и ЕС (Италия) (рабочий язык – итальянский) (председатель – ст. преп. Мальцев В.В.)

 

Основными результатами второго этапа НИР «Цифровая компетентность педагога и студента как основа современного образовательного процесса» явилось научное обоснование значимости формирования цифровой компетентности педагога и студента в процессе обучения иностранным языкам, выявление структуры цифровых компетенций, а также способов их формирования на занятиях по иностранному языку.

За 2022г преподавателями романского отделения подготовлена 51 публикация. Из них 3 монографии, 13 научных статей, опубликованных в научных журналах и других научных изданиях; 1 терминологический глоссарий, 36 опубликованных материала докладов научно-практических конференций.

Доц. кафедры Солодовникова Т.В. является руководителем НИР, финансируемой БРФФИ, «Рекламная коммуникация как результат моделирования информационно-коммуникативного пространства» (2021–2023 гг., конкурс «Ученый – 2021», № Г21У-001) и руководителем НИР, финансируемой Министерством образования РБ, «Феноменология рекламной коммуникации в Республике Беларусь: семиотика, прагматика, аксиология и жанровая специфика» (Министерство образования РБ, 2021 г., № Г/Р 20211827).

Преподаватели кафедры принимают участие в научных конференциях в Республике Беларусь и за ее пределами: Международной научно-практическая конференции «Преподавание иностранных языков в поликультурном мире : традиции, инновации, перспективы» (г.Минск), VI Междунар. науч.-практ. конф. «Среднее профессиональное образование в информационном обществе: от цифровизации к цифровой трансформации» (г. Миасс),Республиканском научно-практическом Форуме «Многоязычная и поликультурная инновационная образовательная среда в контексте современной парадигмы подготовки переводчиков»,  Международной научно-практическая интернет-конференции молодых исследователей «Альфа» (г. Гродно), Международной научно-практическая конференции «Актуальные вопросы германской филологии и лингводидактики» (г. Брест), Международной научной филологической конференция имени Л.А. Вербицкой (г. Санкт-Петербург) VII Международной конференции «Язык и действительность» (г.Москва), и др.

 Научно-исследовательская тема кафедры 2021-2025 – «Проблемы, опыт, перспективы преподавания романских языков (испанский, французский, итальянский, португальский) на факультете международных отношений в условиях цифровизации образования»

Реализуемый с 01.01.2023 по 30.06.2023 кафедрой этап научно-исследовательской темы – «Современные цифровые технологии и способы их применения в организации аудиторной и самостоятельной работы студентов».

 


Отделение германских языков 

Научно-исследовательская работа является важнейшим элементом деятельности кафедры. Межкафедральная научная тема «Методические и лингвистические основы оптимизации языковой подготовки специалистов – международников в системе высшего образования»

Реализация научной темы осуществляется поэтапно:
1 этап – 04.01.2021 г. - 31.12.2021 г.: Разработка теоретико-методической концепции эффективной оптимизации процесса обучения специалистов-международников немецкому, шведскому, польскому языкам в вузе.
2 этап - 01.01.2022 г. -  31.12.2022 г.: Разработка методических принципов языковой подготовки специалистов-международников с учетом новых форм обучения (дистанционного, отдаленного, смешанного обучения и др.)
3 этап – 01.01.2023 г. - 31.12.2023 г.: Разработка эффективных методов и приемов обучения немецкому, шведскому, польскому языкам специалистов-международников на основе применения информационных технологий.
4 этап - 01.01.2024 г. - 31.12.2024 г.: Разработка методики обучения языку специальности на основе принципов оптимизации и углубленной профессионализации языковой подготовки специалистов-международников.
5 этап – 01.01.2025 г. - 31.12.2025 г.: Разработка методических и диагностических форм и приемов в организации и управлении процессом обучения специалистов-международников немецкому, шведскому, польскому языкам.
Отличительной чертой настоящего исследования является его методическая и практическая направленность, обусловленная современными требованиями к языковой подготовке специалиста-международника.
Актуальность. Интенсивно развивающаяся внешнеполитическая деятельность Республики Беларусь на международной арене, расширение международных форм сотрудничества, активное участие страны в деятельности многочисленных международных организаций, союзов и политических объединений выдвигают новые требования к подготовке специалиста по международным отношениям.
Современные требования к профессиональной подготовке специалиста по международным отношениям серьезно возросли за последние два десятилетия. Изменились как общие представления о содержании и особенностях деятельности специалиста-международника, так и о методах и приемах решения профессиональных задач в среде международного взаимодействия.
В ходе профессионального взаимодействия с коллегами деятельность специалиста по международным отношениям становится все более полифункциональной.
Так специалист-международник является экспертом-организатором в профессиональной коммуникации, так как формирует условия для эффективного взаимодействия с партнерами для решения профессиональных задач, выбирая наиболее эффективные формы сотрудничества и приспосабливая их к требуемому виду профессионального общения.
Специалист-международник выступает как практикующий психолингвист, поскольку корректирует речевое поведение коллег, учитывая особенности отношений между партнерами.
Специалист-международник является исследователем, поскольку собирает и анализирует информацию по профессиональной проблематике и проводит предварительные экспертизы документов, сообщений, научных изысканий и отчетов.
В связи с этим возникла крайняя необходимость не только в уточнении Образовательных стандартов, учебных программ, методов и приемов обучения, но и в принципиальном пересмотре всей концепции языкового образования специалиста-международника, в анализе содержания языковой подготовки.
В качестве гипотезы выдвигается положение о том, что требуемый на современном этапе развития общества уровень языковой подготовки специалистов-международников возможно достичь только благодаря углубленной профессионализации и оптимизации методической системы и внедрению современных форм, методов и приемов обучения иностранному языку (дистанционного, отдаленного, смешанного обучения и др.).
Методические системы, ориентированные на английский язык – как основной иностранный, не могут решить поставленных задач. Поэтому необходимо уточнить как теоретико-методическую концепцию языковой подготовки и детализировать содержание обучения, так и внедрить новые формы и приемы обучения в учебный процесс, адаптируя их к конкретным образовательным задачам обучения немецкому, шведскому, польскому языкам.
Научной работой занимаются все преподаватели кафедры. Научно-исследовательская и научно-методическая работа сотрудников кафедры отражена в индивидуальных планах, плане работы кафедры. Результаты исследований находят применение в учебном процессе на всех стадиях обучения иностранному языку.
Ежегодно преподаватели германского отделения принимают участие в Международной научной конференции "Межкультурная коммуникация и профессионально-ориентированное обучение"и публикуют свои статьи в сборнике "Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений БГУ".
Научно-исследовательская работа студентов на отделении германских языков — важнейшая составляющая в процессе подготовки специалистов с высшим образованием. К основным направлениям проведения студенческой НИР относятся: подготовка докладов для сообщений результатов исследований на научных студенческих конференциях, подготовка и участие в смотрах-конкурсах студенческих научных работ.
Ежегодно в апреле на факультете проводится студенческая научная конференция, где отделение представлено следующими секциями: "Язык специальности" (нем. яз.), "Межкультурная коммуникация"(нем. яз.), "Страноведение"(нем. яз.), "Швеция: мифы и факты", "Секция польского языка". 
На 79-ой научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов БГУ 28 апреля 2022 г. преподаватели германского отделения руководили при написании 46 докладов студентов. От германских языков руководителями студенческих докладов выступили 14 преподавателей, которые подготовил 51 студент для участия в конференции.
Ежегодно студенты германского отделения принимают участие и становятся победителями Международного конкурса студенческих научных работ на иностранных языках в Международном университете «МИТСО».

 

Контактная информация

  • Адрес: г. Минск, ул. Ленинградская, 20
  • Почтовый адрес: 220030, г. Минск, пр. Независимости, 4
  • Телефон: +375 17 209 59 77
  • e-mail: fir@bsu.by

Политика в отношении обработки cookie-файлов

Мы в социальных сетях

Сейчас 513 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте