История создания: создана в конце 2021 года.
Цель: повышение эффективности научной и образовательной деятельности на кафедрах востоковедения и восточных языков за счет стимулирования у студентов интереса к исследовательской деятельности и популяризации «лингвострановедения» как специальности.
План работы
Задачи:
- углубить знания обучающихся в области востоковедения и смежных областях в соответствии с последними отечественными и зарубежными теретико-методологическими достижениями;
- сформировать у обучающихся методологию научных исследований и навыки самостоятельной организации научной работы;
- создать научный задел для успешного обучения в магистратуре и аспирантуре.
Научные направления:
- Теоретические основы комплексного анализа текстов на восточных языках
- Различные традиции герменевтики и их цивилизационная специфика.
- Массивы текстов как структура. Место отдельного текста в массиве (корпусе) текстов и проблема интерпретации.
- Лингвистические особенности текстов на восточных языках.
- Исторические, социальные и цивилизационные аспекты формирования текстов.
- Интерпретация текстов как совокупность процедур.
- Использование новейших технологий для описания и анализа восточных текстов.
- Европейский подход к герменевтике: факторы, повлиявшие на формирование традиции и основные достижения.
- Основные традиции толкования текстов на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке.
- Необходимость учета местных традиций толкования текстов: возможности и проблемы теоретического и методологического характера.
- Цивилизационные факторы, повлиявшие на формирование различных традиций гермененевтики в сравнительном аспекте.
- Разработка комплекса процедур по формированию корпуса классических и современных текстов на восточных языках (арабский, китайский, корейский, турецкий, фарси, японский).
- Корпус текстов как диахроническая совокупность текстов, отражающая последовательную эволюцию религиозно-философских идей и социально-политических представлений в рамках конкретной восточной цивилизации. Тематический подход к формированию корпуса текстов.
- Структура корпуса (ядро, полупериферия, периферия).
- Единообразный метод (совокупность процедур) описания и анализа текста на восточном языке.
- Обработка текста с помощью современных компьютерных программ.
- Процедуры лингвистического анализа текста.
- Процедуры анализа историко-социального контекста формирования текста.
- Проблема места текста в корпусе текстов и анализ концептуальных аспектов текста. Система ссылок в тексте.
- Комментарии к тексту и социальная значимость текста.
- Интерпретация текста как последовательность процедур: возможность выработки стандартных алгоритмов действия.
- Традиционная культура стран Востока
- Понятие и термин мифология
- Развитие мифологии как науки
- Взгляд на «миф» в античные времена. Историческая теория
- Эвгемеризм.
- Аллегорический подход в эпоху Возрождения.
- Философия мифа в трудах Шеллинга.
- Компаративистская школа (бр. Гримм, М. Мюллер).
- Эволюционизм в мифологии (Э. Тайлор, Дж. Фрэзер).
- Психоаналитические концепции З. Фрэйда, К.-Г.Юнга.
- Феноменологические концепции мифа (А.Ф. Лосев, М. Элиаде).
- Структурализм К. Леви-Строса. Наука о мифе в XXI в.
- Мифология как архаическая модель мира
- Определение модели мира. Причины различий между архаической и современной моделями мира.
- Рациональный и иррациональный способы познания мира.
- Коллективное бессознательное. Проекция психического. Архетип.
- Особенности архаического холотропического сознания в отличие от хилотропического (логико-дискурсивного).Трансперсональные корни холотропического типа мышления.
- Истоки ранних форм верований (анимизма, тотемизма, фетишизма).
- Причины универсальности сюжетов, мотивов, образов в мировой мифологии.
- Миф и ритуал.
- Мифология и фольклор, мифология и религия. Магия.
- Сохранение архаического сознания у современного человека.
- Типы мифов
- Космология и космогония в мировой мифологии.
- «Время» в представлении древних.
- Эсхатологические мифы.
- Небесные тела как объект рефлексии архаичного человека.
- Герои мифов
- Первопредки. Боги. Герои.
- Мотив смены поколений.
- Человек как герой мифов.
- Представления о жизни и смерти.
- Структура и посмертное существование души.
- Изменение семантики архаических мотивов и образов.
- Эволюция архаической семантики в результате межэтнических контактов, под влиянием мировых и национальных религий, в силу объективных причин в ходе развития этноса.
- Мифотворчество в современном мире.
- Герменевтика современного восточного текста
- Язык--культура--человек—этнос
- Статус лингвокультурологии в ряду других лингвистических дисциплин
- Задачи культурологии. Культура и человек. Культура и цивилизация
- История и теоретические основания лингвокультурологии: задачи и цели лингвокультурологии, ее методология и методы, базовые понятия, объект и предмет исследования.
- Язык и культура: проблемы взаимодействия.
- Языковая картина мира и эмпирическое обыденное сознание
- Лингвокультурный анализ языковых сущностей.
- Описание языка региона с позиций лингвокультурологии.
- Лингвокультурный аспект фразеологии. Метафора как способ представления культуры
- Символ как стереотипизированное явление культуры. Стереотип как явление культурного пространства
- Бытие человека в культуре и языке.
- Человек -- носитель национальной ментальности и языка
- Языковая личность
- Образ человека в мифе, фольклоре, фразеологии
- Традиционные религиозные и философские понятия в современных текстах
- Трансформация восточных обществ в XX – XXI веках и ее отражение в языке.
Формат работы:
Регулярное проведение научных семинаров по темам, утвержденным к разработке в текущем учебном году. Выступление с докладами и подготовка научных статей по полученным результатам исследований.
Научные руководители:
- заведующий кафедрой востоковедения Боровой В.Р.
- старший преподаватель Исаченкова М.А.
- старший преподаватель Климович В.В.
- старший преподаватель Лобанова А.Я.
Контактные данные: Климович В. В., тел. +375 29 768 42 59, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Как стать членом СНИЛ?
Все желающие могут написать письмо с научной темой, которая вызывает их интерес, на указанный e-mail или подойти на кафедру восточных языков (каб. 1107)