Подождите, идет загрузка сайта ...

2019 год 

11-12 апреля 2019 года на базе Варшавского университета при поддержке Посольства Республики Беларусь в Республике Польша состоялся «I польско-белорусский экономико-правовой форум»соорганизатором которого от белорусской стороны выступил Центр международных исследований ФМО БГУ.

В рамках мероприятия 11 апреля 2019 года состоялся визит в Верховный суд Республики Польша, а также торжественный прием в Посольстве Республики Беларусь в Республике Польша, в ходе которого с приветственным словом к участникам форума обратился Чрезвычайны и Полномочный Посол Республики Беларусь в Республике Польша Владимир Чушев.

В ходе форума участниками от белорусской стороны были представлены следующие доклады.

Елена Гопка, старший преподаватель кафедры бизнес-администрирования Института бизнеса БГУ, в своем выступлении «Отдельные вопросы создания и развития польско-белорусского Центра IPO» представила информацию о совместном образовательном проекте — белорусско-польском Центре IPO, созданном для подготовки специалистов из Беларуси к анализу возможностей и привлечения средств рынка капитала для финансирования развития и модернизации белорусских предприятий.

Центр является результатом сотрудничества трех Сторон — Института бизнеса БГУ, Польско-6елорусской торгово-промышленной палаты и Акционерного общества «Варшавская фондовая биржа».

Сергей Кизима, заведующий кафедрой международных отношений Академии государственного управления при Президенте Республики Беларусь (ссылка по образцу из предыдущей новости), в докладе «Максимизация выгод для Беларуси и Польши от прихода Китая в Европу» отметил следующее.

Максимизация позитивных эффектов для достижения национальных интересов европейских стран в отношениях с Китаем возможна при энергичной кооперации как политических надстроек, так и бизнес-сообществ стран Европы.

В частности, Беларусь и Польша могут предложить Китаю для инвестирования совместные проекты, в которых часть продукции будет производиться на территории Польши для нужд Евросоюза, а часть в Беларуси для нужд ЕАЭС. В этом случае китайский инвестор получит сразу два огромных рынка сбыта для производимой в Польше и Беларуси продукции, каждый из которых имеет свои преимущества, а Беларусь и Польша рабочие места и рост экспортных поставок. При этом также надо создавать условия, поощряющие приход вместе с китайскими инвестициями и новых технологий из Китая.

Вероника Павловская, юрист компании «Arzinger & Partners» и председатель Совета молодых ученых Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, в своем выступлении «Молодежная политика в Беларуси и Польше: сходства и различия» сравнила правовое регулирование государственной молодежной политики в Беларуси и Польше, дополнив доклад своим видением перспектив сотрудничества. 

Мечислав Чесновский, заведующий кафедрой международных отношений ФМО БГУ, представил доклад «Белорусско-польский исторический диалог: политическая целесообразность и научная проблема».

Всесторонне раскрыв научную актуальность и практическую значимость темы, автор изложил реальные пути гармонизации культуры памяти белорусского и польского общества, расширения исторического диалога и кристаллизации объединяющих событий прошлого ради укрепления не только современных отношений белорусско-польского добрососедства, но и стабильности в регионе Центральной и Восточной Европы.

В докладе прозвучало важное концептуальное наблюдение: историческая политика преодолела незавидную в прошлом роль пропагандистского придатка для продвижения собственных внешних доктрин многими правительствами и сейчас предстает не только научной дисциплиной, но и сферой знания современного общества, и даже механизмом практического использования.

Изложенная докладчиком научная гипотеза позиционирует историческую политику как неотъемлемый компонент взаимодействия государств, способный преодолеть разделенную память, найти и укрепить элементы идентичности белорусского и польского народов.

Использование на всех уровнях политического, делового, культурного, образовательного пространства выработанных обществоведами моделей соседского сосуществования, механизмов оптимизации двусторонних контактов способно придать исторической политике значение основы и метода оздоровления сегодняшних белорусско-польских отношений.

Алексей Горецкий, начальник Центра международных исследований ФМО БГУ, в выступлении «Союзное государство Беларуси и России в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве: конституционно-правовой аспект», проанализировав происходящие в настоящее время на мировой арене события, предложил свое видение наиболее вероятной формы интеграции двух стран. 


УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!   

Центр международных исследований факультета международных отношений БГУ 4 апреля провел международный круглый стол по инновациям в международных исследованиях "Большая Евразия: вызовы и возможности".

В мероприятии приняли участие ученые-международники из Беларуси, России, Польши, Германии, представители академического и экспертного сообществ, Министерства иностранных дел Республики Беларусь , Посольства Украины в Республике Беларусь, Посольства Турецкой Республики в Республике Беларусь, Посольства Азербайджана в Республике Беларусь, СМИ Беларуси.

В рамках программы круглого стола состоялись следующие доклады.

Владислав Валерьевич Фрольцов, доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений ФМО БГУ, в докладе «Формирование Большой Евразии в начале ХХI в.: геополитические вызовы и геоэкономические предпосылки» отметил следующее. 
Появление и актуализация концепции «Большой Евразии» как общего экономического и гуманитарного пространства, которое способно объединить государства с различными политическими системами и экономическими моделями, историческими и культурными традициями во многом обусловлено теми масштабными геополитическими вызовами, с которыми эти страны столкнулись в начале ХХI в. В их числе, прежде всего, необходимо указать все более заметное проявление унилатерализма во внешней политике ведущих мировых держав, что приводит к игнорированию интересов союзников и партнеров и принятию решений, противоречащих базовым принципам современного международного права. Не менее значимыми вызовами стали дезинтеграционные процессы, которые затронули даже стабильные и развитые государства, границы которых не менялись на протяжении столетий, а также распространение негативных стереотипов о внешнеполитических интересах и целях других государств, которое приобрело всеобъемлющий и глобальный характер благодаря развитию средств массовой коммуникации.
Вместе с тем позитивное влияние на сближение позиций евразийских государств уже сегодня оказывают такие важные геоэкономические факторы, как необходимость перехода от сырьевого к инновационному типу экономики, актуальная для большинства евразийских государств, востребованность новых международных транспортных коридоров и путей сообщения, способных значительно ускорить и удешевить взаимодействие между ведущими центрами мировой торговли в Европе и Восточной Азии. Особое значение приобретает также равноправный культурный диалог, призванный преодолеть застарелые стереотипы и ложные представления.
Республика Беларусь как активный участник процесса евразийской интеграции нацелена на привнесение весомого вклада в противодействие актуальным вызовам и готова использовать совместно с союзниками и партнерами все те ощутимые преимущества, которые даст реализация наиболее перспективных торгово-экономических, инфраструктурных и гуманитарных проектов на пространстве Большой Евразии. 

Петр Сергеевич Петровский, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, эксперт РОО «Белая Русь», сопредседатель белорусской редакции аналитического портала «Евразия. Эксперт», в своем выступлении «Теоретические и методологические подходы Китая, России и Турции к евразийским интеграционным процессам» раскрыл сущность дискуссий вокруг моделей интеграции в Большой Евразии среди академического сообщества трех ключевых стран: Китая, России и Турции. Главная отличительная черта дискуссий в трех странах – рассмотрение собственной страны как доминирующего центра силы и притяжения в евразийском пространстве.
Следует признать, что в Китае, России и Турции стояла задача методологически и ценностно преодолеть замкнутость на себе. Данная задача была выполнена. На примере взглядов Чжан Вэньму, Жуань Вэя, Винокурова, Караганова, Лисоволика, Д. Перинчека и А. Давотоглу были проиллюстрированы особенности дискуссий вокруг Большой Евразии в каждой из стран. Отмечается, что, несмотря на осознание потребности в трансконтинентальной интеграции, каждое государство заражено комплексом собственной исключительности в ее реализации. Нет  понимания потребностей наднационального решения задач интеграции. Не ставится вопрос выработки механизмов коллективного принятия решений между основными акторами Большой Евразии. Все это свидетельствует о низком уровне проработки идей интеграции в Большой Евразии.

Сергей Анатольевич Кизима, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой международных отношений Академии государственного управления при Президенте Республики Беларусь, подчеркнул в своем выступлении «Глобальное управление: роль Китая как союзника Беларуси», что рост могущества Китая на международной арене неизбежно приводит к обсуждению ситуации, в какой мере он будет участвовать в глобальном управлении? С точки зрения автора, КНР скоро станет лидером, сменив в этой роли США. Хотя многие представители элит не рвутся к этой роли, считая первостепенным развитие экономики самого Китая, КНР будет вынуждена пойти на этот шаг на фоне постоянных агрессивных заявлений и действий США против китайских национальных интересов. Рост могущества Китая позитивно скажется и на Беларуси как его ближайшей союзнице.

Арсений Владимирович Сивицкий, магистр философских наук, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований, в своем докладе «Большая Евразия: сопряжение (конвергенция) или дивергенция интеграций?» остановился на следующих положениях. 
Большая Евразия – концепт, который зародился в российском политическом дискурсе в 2015–2016 гг. в контексте геополитического противостояния России с коллективным Западом – с одной стороны, а с другой – поворотом на восток в российской внешней политике (прежде всего понимаемым как углубление стратегического партнерства с Китаем), который в итоге не оправдал ожидания российских элит. Осознавая асимметричный характер гипотетического российско-китайского альянса, российские элиты выдвинули идею создания Большой Евразии, или Большого Евразийского партнерства, понимая под ней сопряжение различных интеграционных инициатив на евразийском пространстве (ЕАЭС, СНГ, «Пояс и путь», ШОС), в перспективе открытую для присоединения ЕС и любых других заинтересованных сторон. Однако анализ данных интеграционных инициатив показывает их разнонаправленный характер, что позволяет говорить не об их сопряжении, а наоборот – о дивергенции. Особенно явно эта тенденция проявилась в 2012–2013 гг., когда Китай не смог реализовать ряд интеграционных инициатив на площадке ШОС (включая зону свободной торговли со странами Центральной Азии, создание Банка развития ШОС, открытие спецсчета ШОС и т. д.) из-за блокирующей позиции России, которая на тот момент уже запустила свой проект евразийской интеграции (ТС, ЕЭП, ЕАЭС). В ответ Китай выдвинул в 2013 г. собственную инициативу «Экономического пояса Шелкового пути» (впоследствии «Один пояс – один путь»), направленную на выстраивание сотрудничества с партнерскими странами на двусторонней основе. Данная дивергенция проявилась не только в Центральной Азии в 2012–2013 гг., но и в Восточной Европе в 2014 г. (российско-украинский конфликт), где сегодня конкурируют три интеграционные инициативы: евразийская (ЕАЭС), европейская («Восточное партнерство») и китайская («Пояс и путь»).

Артем Шрайбман, политический обозреватель TUT.BY, в своем выступлении «Текущая развилка в российско-белорусской интеграции: причины и сценарии преодоления» сделал вывод о том, что Беларусь и Россия пришли к исторически важному моменту ревизии двусторонней интеграции. Причины этого лежат как в ослабевшей экономике России, ее большей склонности полагаться лишь на свои возможности, уменьшить зависимость от других, включая союзников, так и в более активном дистанцировании Минска от ряда внешнеполитических решений Москвы в последние годы. Сегодняшняя ревизия не закончится немедленным крахом союзного проекта или его форсированной реализацией. Вероятнее всего, мы движемся по колее медленной суверинизации, обособления двух стран друг от друга, которое будет сопровождаться взлетами и падениями в атмосфере диалога, возможными эмоциональными спорами. Однако вектор движения очевиден – две независимые страны постепенно избавляются от тех рудиментов постсоветской матрицы взаимоотношений, которые все меньше совместимы с их суверенитетом. 

В докладе Розы Маратовны Турарбековой, кандидата исторических наук, доцента кафедры международных отношений ФМО БГУ, директора Центра евразийских и европейских исследований, «Институционализация ЕАЭС: белорусско-российские споры» говорится о генезисе и эволюции ЕАЭС, которые протекают в сложных внешних экономических и политических условиях. Сделан акцент на внутренних вызовах, которые также ухудшают климат отношений как внутри Союза, так и на двустороннем уровне. 
Значительная часть доклада посвящена спору, который вспыхнул в конце 2018 – начале 2019 г. Подробно рассмотрена хронология публичных споров: от дискуссии 6 декабря 2018 г. до острого интервью Посла Российской Федерации в Беларуси М. Бабича.  Выводы, к которым пришел докладчик, следующие: существует проблема конкуренции двух форматов – ЕАЭС и Союзного государства.  Отношения Беларуси и России могут быть рассмотрены на нескольких уровнях. На двустороннем уровне Союзного государства и уровне ЕАЭС. Отсутствие четких границ между форматами затрудняет анализ споров только на одном уровне, но очевидно, что предметом спора становится все большее количество вопросов, сфер, компетенций. На уровне ЕАЭС такой спор может придать импульс дальнейшей институционализации, в том числе и формальной. С другой стороны, чрезмерное напряжение в рамках одного уровня мотивирует к движению на другой с целью разрешить споры.

Владимир Анатольевич Оленченко, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, отметил в своем докладе «Роль цифровой повестки в интеграционных процессах в Евразии», что проект Большая Евразия имеет многогранный характер и требует значительных усилий для его реализации. На данном этапе ключевым инструментом, применимым практически во всех сферах проекта, видится цифровая повестка. Под ней понимается цифровая трансформация экономики и социальной жизни. Цифровизация происходящих в Большой Евразии процессов открывает возможности более глубокого их понимания, оптимизации и принятия своевременных решений. Источником цифровизации может и должен стать ЕАЭС. Образующие его страны уже включились в цифровую трансформацию на национальных уровнях. Сейчас актуальным становится  разработка и запуск механизма их совместных действий. Цифровая повестка ЕАЭС станет одной из  движущих сил объединительных процессов в Большой Евразии.

Политический аналитик Александр Павлович Шпаковский, директор ИПУ «Актуальная концепция», член Научно-экспертной группы при Государственном секретариате Совета безопасности Республики Беларусь, в докладе «Евразийская интеграция и отношения с Европейским союзом в системе внешней политики Республики Беларусь» акцентировал внимание на необходимости изучения концептуальных основ белорусской внешней политики, в частности принципа многовекторности, а также заявлений первых лиц государства о роли Минска в интеграционных процессах. Особенность внешнеполитического курса Беларуси состоит в том, что отечественная дипломатия отвергает вариант выбора «или – или», то есть предлагает своим партнерам отношения не «против», а «во имя», что позволяет налаживать тесные связи с государствами, взаимно недружественными либо откровенно враждебными друг другу, такими как Индия и Пакистан, Азербайджан и Армения, Израиль и страны арабского мира и пр. 
При этом белорусская многовекторность во внешней политике не является ситуативным балансированием между центрами силы, а представляет собой строгую систему партнерских отношений Беларуси с разными государствами и наднациональными блоками, где важнейшим стратегическим союзником Минска является Российская Федерация. 
На настоящем этапе Союзное государство России и Беларуси представляет наиболее глубоко проработанный интеграционный формат на постсоветском пространстве, где, несмотря на некоторую диспропорциональность союза, Минск пользуется большей независимостью в своих отношениях с Москвой в сравнении с большинством стран НАТО в их отношениях с США. Дальнейшее развитие Союзного государства представляется возможным через экономическое сближение, обеспечение равных условий для хозяйствующих субъектов, проведение согласованной агропромышленной политики. В противном случае все предложения углубленной интеграции в виде создания политической надстройки, союзных органов власти окажутся бюрократической фикцией, лишенной практического смысла.

Центр международных исследований благодарит докладчиков за интересные содержательные выступления и всех участников круглого стола за активную дискуссию


УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

12–14 февраля 2019 года начальник Центра международных исследований факультета международных отношений БГУ А. С. Горецкий в составе делегации Республики Беларусь принял участие в выездной экспертной сессии для белорусских исследователей на тему «Будущее Союзного государства Беларуси и России: экономика, безопасность, гуманитарная сфера».

Организаторами мероприятия выступили Центр истории геополитики Национальной академии наук Республики Беларусь и Российско-белорусский экспертный клуб при поддержке Постоянного комитета Союзного государства Беларуси и России.

Необходимо отметить, что подобный формат экспертного взаимодействия в российско-белорусских отношениях реализован впервые. С целью свободного обмена мнениями между аналитиками экспертные сессии проходили в формате «off the record».

В рамках мероприятия представители белорусского экспертного сообщества посетили ведущие «мозговые центры» России, где обсудили предложения по развитию белорусско-российской интеграции.

Диалог проходил на площадках МГИМО МИД РоссииИнститута Европы РАНМГУ имени М. В. ЛомоносоваИМЭМО имени Е. М. Примакова РАН при участии представителей Совета по внешней и оборонной политикеРоссийского совета по международным деламПИР-Центра.

На полях экспертной сессии состоялись встречи с деканом факультета мировой политики МГУ имени М. В. Ломоносова, академиком РАН А. Кокошиным, директором Института Европы РАН, член-корр. РАН А. Громыко, директором ИМЭМО РАН, член-корр. РАН Ф. Войтоловским, проректором МГИМО по научной работе Е. Кожокиным, почетным председателем Президиума Совета по внешней и оборонной политике С. Карагановым, главным редактором журнала «Россия в глобальной политике» Ф. Лукьяновым, председателем Совета ПИР-Центра, вице-президентом РСМД, генерал-лейтенантом Е. Бужинским и др.

По итогам мероприятия 14 февраля 2019 года на встрече аналитиков с Государственным секретарем Союзного государства Г. Рапотой в Постоянном комитете Союзного государства были представлены выводы экспертных дискуссий и соответствующие рекомендации. На встрече присутствовали СМИ Союзного государства, также был организован телемост с Национальным пресс-центром в г. Минске.

С более подробной информацией о выездной экспертной сессии белорусских экспертов можно ознакомиться на информационных ресурсах СМИ Союзного государства и Интернет-порталах участников мероприятия (Информационно-аналитический портал Союзного государстваОфициальный сайт Постоянного комитета Союзного государстваМинистерство обороны Республики БеларусьРоссийско-белорусский экспертный клубСБ 
– Беларусь сегодня
 и др.)

 

Основные события 2018 года

Основные события (2014 – 2017 гг.)

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Контактная информация

  • Адрес: г. Минск, ул. Ленинградская, 20
  • Почтовый адрес: 220030, г. Минск, пр. Независимости, 4
  • Телефон: +375 17 209 59 77
  • e-mail: fir@bsu.by

Мы в социальных сетях