Мой героический дед
О своем дедушке рассказывает студент 2 курса специальности «Лингвострановедение» Терёхин Евгений Эдуардович
Как писали в газете: «Иван Иванович Терехин хорошо помнит то летнее утро. Помнит слезы женщин и притихших малышей, огромный репродуктор – тарелку, из которого падали на людей тяжеловесные, заставляющие сжиматься сердце слова: «… Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» Помнит горькие проводы на фронт отцов и старших братьев, которым приходили повестки».
В 1942 году дождался повестки и мой дедушка Иван, шестнадцатилетний юноша, так желавший защищать свою Родину. Моя прабабушка, собравшая последние сухари в дорогу, готовилась провожать внука на войну. Однако попасть на фронт ему не удалось, не в этом году – не взяли воевать, ростом не вышел…
Но всё-таки Иван Иванович своего добился, уже через год, в 1943 году, когда ему было 17 лет он, притворившись 18-летним, был зачислен курсантом в миномётное училище. Но так и не закончил весь курс учебы – отправился на фронт.
Мой дед (справа внизу) на этом фотоснимке, находился в составе артиллерийского полка в звании сержанта
Полк, с которым прошёл боевой путь гвардии рядовой Терёхин, участвовал в освобождении Минска, Брестской, Гродненской областей, Прибалтики и, наконец, подступил к границам Восточной Пруссии. Не первый месяц на войне провел мой дед, но такого, что началось морозным утром 1943-го, еще не помнил на веку своем…
Из воспоминаний моего дедушки: «Ранним утром, 14 января 1945 года, залпы гвардейских минометов возвестили о начале наступления наших войск. Сотни самолетов бомбардировочной и штурмовой авиации прошли над нами, обрушив море огня на передовые позиции врага, его вторые эшелоны и тылы. Артиллерия всех калибров открыла шквальный огонь по врагу. Огневая подготовка длилась около двух часов.
Казалось, там, впереди, в расположении вражеских позиций уже ничего живого не осталось – земля была буквально перепахана тысячами снарядов и бомб, сожжена, обуглена. По окончании огневой подготовки к нашим передовым позициям подошло большое количество танков, самоходных артиллерийских установок, бронетранспортеров. На эту технику была посажена пехота и наступление началось.
"Минометы нашей роты прикрывали огнем стрелковые подразделения, атакующие первую линию обороны противника, постепенно перенося огонь вглубь его обороны". Эта история была напечатана в газете, к 35-летию Победы.
Во время освобождения Восточной Пруссии, в боях первого дня наступления пали смертью храбрых многие из его товарищей. Был убит командир взвода, младший лейтенант Шахаев, тяжело ранен командир роты капитан Петров.
Из 2-ой статьи: «А позже, здесь же, в Восточной Пруссии, пришлось встретиться с немцами в другой ситуации. Молодой был, горячий, казалось что без него нигде обойдутся. Вот и отправился Иван вдвоём со старшиной осмотреть ближайшую рощицу. Как-то неожиданно наскочили на фрица. Старшина знак подаёт, мол, берем. «Хендехох!» – прозвучал в лесной тишине юношеский неокрепший голос. Немец от неожиданности автомат выронил. Иван глядь – в окопе рядом еще восемь вооруженных до зубов немцев. Но старшина не растерялся: «Держи, Ванюшка, на прицеле всю компанию». Вывел по одному, обезоружил. Так всех гуськом и привели в свой лагерь. При допросе фашисты называли Ивана «киндерзольдатен» (солдат-ребёнок). А мальчик солдат – Терёхин за это дело получил первую награду – медаль «За боевые заслуги».
Иван Иванович со старшиной взяли в плен 9 немцев.
«В апреле 1945 года освобождал от фашистов Кенигсберг.
Вели бой ожесточенно. Много убитых гитлеровцев было и на счету Ивана. Орденом «Славы III степени» была отмечена смелость в этом бою солдата Терехина.
Потом полк перебросили под Берлин. Но в начале мая, еще до объявления победы, отправились в новый боевой поход в Чехословакию. Здесь смелого солдата и его однополчан и застала долгожданная победа».
Его боевые награды:
Среди них 3 медали за взятие и освобождение Праги, Берлина, Кёнигсберга, Орден Отечественной войны I степени, а также Орден Красной Звезды.
Наградные листы.
Терехин Иван Иванович вернулся на Родину только в августе 45-го. А впереди было ещё многое – служба, учёба… В 1951 году он встретил мою бабушку – Надежду Даниловну и создал семью. Демобилизовался лишь в 1959 году в звании капитана.
Как говорил мой дедушка: «У нашего поколения, прошедшего сквозь огонь Великой Отечественной, война никогда не изгладится, не уйдёт из памяти». Это слова меня очень зацепили и тронули, ведь я совсем не помню своего дедушку, умершего в год моего рождения. Этот рассказ был написан с помощью газетных вырезок и воспоминаний моего папы – Терёхина Эдуарда Ивановича.
Иван Иванович с моим братом Максимом
И пусть эти слова будут напоминанием и предостережением от дальнейших войн и кровопролитий.