Подождите, идет загрузка сайта ...

О своем дедушке рассказывает старший преподаватель кафедры английского языка экономических специальностей Гриневич Екатерина Витальевна

Я бы хотела рассказать историю своего дедушки – Анисовича Адама Ивановича, человека, который всегда был и остается для меня примером доброты, человеколюбия, преданности своей профессии, жизненной стойкости, оптимизма и невероятной любви к жизни.

Мой дедушка родился 23 июля 1921 года в деревне Петрашевичи Боровского сельского Совета Дзержинского района. Его родители были крестьянами. Семья кормилась с земли и собственного хозяйства.  По его воспоминаниям жили они в небольшом доме с соломенной крышей и глиняным полом. Ела семья главным образом картошку с рассолом, грибы, хлеб из муки с мякиной. Мясо на столе было только по большим праздникам.

В 7 лет мальчик потерял отца. Все заботы о сыновьях легли на плечи матери. Она принимает решение отдать Адама на воспитание бабушке и дедушке Викентию и Анне Гаркунам в деревню Великое Село. Там он пошёл в школу и за один год окончил два класса. На всю жизнь остались у него самые светлые воспоминания о своей первой учительнице – Александре Серафимовне Ковалёнок.

После окончания 7 летней школы, дедушка реши продолжать учебу, отправился пешком в Минск и без проблем поступил сразу в два техникума, первый месяц пытался учиться сразу в двух местах сразу, но затем понял, что нужно выбрать что-то одно. Он остановил свой выбор на Минском электротехникуме. После окончания которого, в 1940 году получил направление на работу в Дом правительства на должность механика телеграфа. Однако проработал он там недолго, и уже в октябре этого же года его отправляют в Грузию в школу младшего комсостава Закавказского Военного округа. За две недели до 22 июня 1941 дедушка получил кубики младшего лейтенанта, которым был несказанно горд.

А дальше была война. Дедушка вспоминал: «22 июня был ясный, солнечный день. Курсанты, получив увольнения, уходили в город, писали письма родным. Зашли в Ленин-скую комнату, чтобы отдохнуть. Передавали особо важное правительственное сообщение. Слушали стоя, затаив дыхание, голос Москвы, речь Молотова».

С этого момента начинается долгая дорогая к победе, которая пролегала через разные страны, фронты. 25 июня 1941 его направили в Москву в высшую военно-техническую школу. Здесь ему довелось оборонять столицу в районе станций метро Петушки и Ново-Огарево. После сдачи экзамена в январе 1942 года был назна-чен командиром взвода Московского военного округа. В мае 1942 года направ-лен на Калининский, а затем на Западный фронты.Война в рассказах дедушки была про людей, про поддержку, доброту, про понимание и уважение. Дедушка очень гордился тем, что не убил ни одного фрица за всю войну. Однако была и другая, жесткая сторона войны - прорыв в числе нескольких тысяч почти безоружных красноармейцев из окружения на втором месяце войны. Жестокие бои под Ржевом, где немцы впервые применили биологическое оружие - зараженных туляремией крыс. И как его, заживо погребенного в блиндаже после взрыва бомбы, откопали бойцы подразделения (после чего и стал он стонать во сне, вновь и вновь переживая тот ужас). И что ни один из его солдат не стрелял ему, «ваньке-взводному», в спину во время атаки, как бывало на фронте в первые годы войны с теми командирами, которые не щадили своих бойцов.

В 1942 году война не предвещала победы нашим странам, и решение дедушки вступить в ряды коммунистической партии было серьезным и опасным для жизни. Но это было его осознанное решение, сознательный выбор. Дедушка оставался верен своему выбору до самого конца.

А дальше фронтовая жизнь забрасывала его по разным фронтам.С апреля 1943 года по сентябрь 1944 года он был командиром роты на Центральном и 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в освобождении городов и деревень на территории Витебской и Могилевской области своей родной Беларуси. В сентябре 1944 года вместе со своим полком был направлен на Ленинградский фронт в распоряжение маршала Говорова. Начало 1945 года встретил на 2-м Прибалтийском фронте, где участвовал в операции по разгрому очень сильной Курляндской группировки немецко-фашистских войск на территории Латвии. Именно там, в Курляндии, они услышали долгожданное «Победа!». 

Война закончилась, дедушке всего 24, он был награжден медалью «За отвагу», получил два ордена Красной Звезды.

Получив 45 дней отпуска, возвращается домой и узнает, что его мать получила похоронки на всех своих сыновей и тяжело больна. Дедушка принимает решение остаться ухаживать за тяжело больной матерью, хотя после войны его приглашали работать преподавателем в московском военном училище.

А дальше, в мирные будни, дедушка выбирают профессию учителя. С 1945-1962 работал военруком, завучем, учителем истории в Дзержинской русской средней школе, а затем - 30 лет - в средней школе №1 г.Дзержинска. У меня всегда было ощущение, что дедушку знает весь город, с ним всегда все здоровались, его ученики со временем стали моими школьными учителями и иногда они рассказывали свои воспоминания о моем дедушке.

Адам Иванович страстно любил историю и часто рассказывал забавные истории, шутки и афоризмы. Рассказывал о монетном кладе, найденном его учениками в подземных ходах под смотровой башней на окраине города.

У меня сохранились воспоминания о нем как об активном, живом, интересующем человеке. Его постоянно приглашали выступить в разных школах г. Дзержинска, военкомате, на праздничных мероприятиях, посвященных дню победы. Долгие годы он был заместителем председателя Дзержинской районной организации ветеранов войны и труда.

Учительский труд, большая общественная работа Анисовича Адама Ивановича были оценены многочисленными наградами. Он являлся отличником народного просвещения, заслуженным работником культуры БССР, почётным гражданином г. Дзержинска, его имя было занесено в книгу Почёта Минской области.